Как я работаю с родителями.
В начальной школе практически невозможно без помощи родителей научить чему-то ребенка, а тем более раскрыть, развить его личность, индивидуальность и самобытность.
После начала учебы основной формой обучения педагога с семьей становится родительское собрание.
Тематика родительских собраний очень разнообразна. На них мы говорим об особенностях развития младших школьников, об укреплении памяти, развитии речи, воспитании любви к чтению, о детской дружбе, трудовом нравственном, эстетическом воспитании и т.п.
Собрание всегда начинаю с положительных слов в адрес каждого ребенка. Рассказываю о том, как мы двигаемся вперед, что у нас уже получается, а над чем еще нужно потрудиться и в каком направлении нам, взрослым, надо работать, чтобы дети не повторяли своих ошибок. С родителями трудных учащихся беседа проводится до собрания. Беседу с ними стараюсь строить так, чтобы родители поняли, что учитель тоже переживает за ученика и готов ему помочь.
Часто у нас на собраниях работает «родительская почта». Пока идет собрание, родители могут написать какие-то пожелания, высказать претензии, задать вопросы, причем подпись не является обязательным атрибутом такого письма.
Неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса в начальной школе являются праздники, совместная подготовка к которым сплачивает школьников, учит их общению, взаимопониманию, взаимопомощи. При проведении праздников родители — наши главные помощники (изготовление костюмов, декораций), а иногда и участники. Вот уже много лет подряд родители активно участвуют в представлении на новогоднем празднике. Дети очень любят, когда их родители принимают участие в мероприятиях. Совместные мероприятия проходят как настоящие семейные праздники, на которые приходят не только мамы и папы, но и бабушки, сестренки и братишки учеников.
Индивидуальные беседы провожу не только с родителями слабоуспевающих детей, но и с теми, чьи дети учатся не в полную меру своих сил.
Конечно, нельзя сказать, что в общении с родителями у меня не возникает проблем. Иногда родители считают, что если у ребенка возникают какие-то трудности, то виновата в этом школа и только она должна их решать.
Закончить свою статью я бы хотела словами В.А. Сухомлинского: «Какими б прекрасными ни были наши школьные учреждения, самыми главными мастерами формирующими разум, мысли детей, являются мать и отец. Поэтому нам, учителям прежде всего, необходимо заботиться о повышении педагогической культуры родителей, разъяснять им смысл воспитания и работать с ними в одном направлении».
Памятки и советы для родителей
«Хотите, чтобы Ваш ребенок ходил в школу с удовольствием?»
- Не говорите о школе плохо, не критикуйте учителей в присутствии детей.
- Не спешите обвинять учителя в отсутствии индивидуального подхода, задумайтесь над линией собственного поведения.
- Вспомните сколько раз Вы сидели с ребенком и наблюдали за его работой над уроками. Был ли случай, когда Вы заметили у ребенка неправильные приемы работы и показали ему правильные?
- В случае конфликтной ситуации в школе постарайтесь устранить ее, не обсуждая все подробности с ребенком.
- Следите, чтобы Ваш ребенок вовремя ложился спать. Не выспавшийся ребенок на уроке – грустное зрелище.
- Пусть ребенок видит, что Вы интересуетесь его заданиями, книгами, которые он приносит из школы.
- Читайте сами, пусть ребенок видит, что свободное время Вы проводите за книгами, а не только у телевизора.
- Учите ребенка выражать мысли письменно: обменивайтесь с ним записками, пишите вместе письма. Если ребенок рассказывает Вам о событии, которое произвело на него впечатление, то предложите ему записать этот рассказ, а вечером прочитать всем членами семьи.
- Принимайте участие в жизни класса и школы. Ребенку приятно, если его школа станем частью Вашей жизни.
- В школе Ваш ребенок может столкнуться с очень критическим отношением к себе. Помогите ему не утратить веры в себя.
Как научить ребенка правильно организовать свой день
- Самим родителям соответствовать тем требованиям, которые они предъявляют к ребенку (быть примером).
- Соблюдать правильное соотношение двигательной и умственной нагрузки.
- Игры, любая двигательная активность не менее 2-3-х часов в день.
- Сон 9-9,5 часов, соблюдая ритуал укладывания: перед сном спокойные игры, чтение, традиционная сказка.
- Не следует будить ребенка криком, ярким светом, настроение с утра не должно быть испорчено.
- Старайтесь, чтобы ключевые моменты дня (еда, сон, прогулки, выполнение домашнего задания) приходились на одно и то же время и шли в одной и той же последовательности. Это приучает к дисциплине.
- Приступать к выполнению домашнего задания надо после того, как ребенок пообедал и отдохнул.
- Время приготовления домашнего задания не более 1,5-2 часов.
Для хорошего самочувствия:
- Массаж шеи и затылочной части головы (ежедневно утром).
- Гимнастика под музыку, можно танцевать.
- Ежедневно контрастный душ.
4. Чаще гулять на свежем воздухе, особенно во время снегопада. Свежий воздух и белый снег очень полезен.
Памятка по использованию Интернета ребенком
- Посещайте Интернет вместе с детьми. Поощряйте ваших детей делиться с вами их успехами и неудачами в деле освоения Интернет;
- Объясните детям, что если в Интернет что-либо беспокоит их, то им следует не скрывать этого, а поделиться с вами своим беспокойством;
- Объясните ребенку, что нельзя выдавать свои личные данные, такие как домашний адрес, номер телефона и любую другую личную информацию, например, номер школы, класс, любимое место прогулки, время возвращения домой, место работы отца или матери и т.д.;
- Объясните своему ребенку, что в реальной жизни и в Интернет нет разницы между неправильными и правильными поступками;
- Научите ваших детей уважать собеседников в Интернет. Убедитесь, что они понимают, что правила хорошего тона действуют одинаково в Интернет и в реальной жизни;
- Скажите им, что никогда не стоит встречаться с друзьями из Интернет. Ведь люди могут оказаться совсем не теми, за кого себя выдают;
- Объясните детям, что далеко не все, что они могут прочесть или увидеть в Интернет – правда. Приучите их спрашивать о том, в чем они не уверены;
- Не забывайте контролировать детей в Интернет с помощью специального программного обеспечения. Это поможет вам отфильтровывать вредоносное содержание, выяснить, какие сайты на самом деле посещает ваш ребенок и что он там делает.